Оснащение корпоративного музея АО «Океанрыбфлот»

Номинация  «Лучший интеграционный проект в сфере музеев и выставочных пространств»


Оптимальное решение





ГК DIGIS

DIGIS PROJECT
г. Москва, Каширское шоссе д. 3 корп. 2, стр. 4, Бизнес-центр «Сириус Парк»
Тел. +7 495 787 8737
www.@av.digis.ru
https://digis.ru/


Оснащение корпоративного музея АО «Океанрыбфлот»

Исполнитель: ТВ-Дизайн, ГК DIGIS, Next.Space.

Заказчик: АО «ОКЕАНРЫБФЛОТ» — одно из крупнейших рыбопромышленных предприятий Российской Федерации и ведущий поставщик высококачественной рыбопродукции на отечественном и мировом рынках.

Сроки реализации: Октябрь 2020 – декабрь 2021

Этапы реализации:

Проектирование - октябрь-декабрь 2020 года

Строительные и монтажные работы - апрель - сентябрь 2021 года

Поставка оборудования - апрель-сентябрь 2021 года

Пусконаладка - декабрь 2022 года

Опытная эксплуатация – январь – март 2022 года

Официальное открытие – 1 апреля 2022 года

Выполнение и особенности проекта: 

Современные музеи все чаще опираются на интерактивность и геймификацию, вместо того чтобы просто перечислять сухие факты и нагромождать за стеклом экспонаты. «Океанрыбфлот» также решил пойти по этому пути. Музей предприятия стал первым интерактивным промышленным музеем на Камчатке, увлекающим посетителей историей с помощью передовых технологий.

Создание корпоративных музеев — еще один тренд последних лет. Каждая компания сама решает, какой уклон будет характерен для ее музея: образовательный, имиджевый, социальный или какой-либо другой. «Океанрыбфлот» захотел совместить все эти направления. Музей дает возможность восхититься природой Камчатки, узнать интересные факты о рыболовстве, познакомиться с историей компании и привить подрастающему поколению уважение к морским профессиям.

Корпоративный музей — это лицо предприятия, поэтому продумывание и проектирование его экспозиции является сложной задачей. В процессе разработки идеи и музейной концепции участвует множество людей, причем не только профессионалы отрасли, но и не погруженные в технические нюансы лица, принимающие итоговые решения.

Мультимедийный интегратор, работающий над подобным проектом, выполняет целый спектр задач, а не только поставляет оборудование. Если просто ограничиться, к примеру, установкой дисплеев, то музей станет похож на обычный магазин техники, демонстрирующий свой ассортимент. Чтобы этого избежать, наша работа над проектом с самого начала состояла из плотного и тесного взаимодействия с архитектором (Александр Купцов из бюро «Гикало Купцов архитекторы»), создателями контента (компания Next.Space), а также, естественно, нашим генеральным подрядчиком компанией «ТВ-Дизайн» и самим «Океанрыбфлотом».

Сотрудничество с подрядчиком и даже заказчиком можно легко понять, но необходимость тесной работы с архитектором и специалистами по контенту не сразу очевидна. А она невероятно важна: архитектор может не знать обо всех современных технологиях, способных помочь ему максимально эффективно организовать пространство музея или направить посетителей по наиболее удобному маршруту. Создатели контента, в свою очередь, занимаются производством интерактивного мультимедиа и жестко ограничены техническими возможностями устройств, а значит, нуждаются в оборудовании, максимально соответствующем их задачам.

Именно поэтому наша роль как интегратора заключалась в том, чтобы обеспечить их всеми необходимыми передовыми решениями, которые позволят творить без преград. Эта задача включает в себя большой пласт работы, который, на первый взгляд, может быть незаметен, но при этом является обязательным и подразумевает тесное взаимодействие со всеми участниками процесса. На этапе пресейла мы показали заказчику (директор музея «Океанрыбфлота») реализованные нами ранее решения, для того чтобы он мог оценить все возможности и подметить идеи, которые захотел бы у себя применить.

Как позже сказал Михаил Рудько, директор музея, в своем интервью: «Идея о создании собственного корпоративного музея у руководства компании «Океанрыбфлот» появилась достаточно давно, около пяти лет назад. В 2020 году была образована команда, в состав которой вошли, на мой взгляд, ведущие специалисты в области архитектуры и IT-индустрии, и мы начали работать над проектом. <…> Работа шла практически в две смены, когда Камчатка засыпала, просыпалась Центральная часть России, а когда засыпал материк, просыпалась Камчатка».

Итак, общая работа над созданием музея началась с разработки проекта в программе Archicad главным архитектором Александром Купцовым. Именно этот архитектурный проект стал основной нитью, на которую нанизывались остальные концепты: идеи партнеров, представителей «Океанрыбфлота», перечисление оборудования, которое предполагалось использовать и так далее. Все это нужно было визуализировать, чтобы заказчик смог прочувствовать пространство и понять, как именно будет выглядеть музей после завершения строительства.  

Для этого совместно с партнерами мы использовали специальный программный продукт, позволяющий визуализировать предлагаемые решения в интерактивном 3D и в случае необходимости в течение дня вносить правки. Сначала это было сделано «крупными мазками»: чтобы почувствовать пространство, специалисты расставляли внутри 3D-модели помещения близкие по тематике предметы, воплощали те идеи, которые заранее обсудили с заказчиком. Таким образом, в результате этой предварительной работы у нас получилась интерактивная бродилка и ролик на ее основе, предлагающий «виртуально» пройтись по будущей музейной площадке. Многие решения заказчик одобрил сразу же во время первой демонстрации этого ролика. Над остальными идеями велась дальнейшая работа. Архитектор проекта активно принимал участие в процессе: на этом этапе с ним велись очень плотные работа и взаимодействие.

Концепция музея заключалась в том, чтобы показать посетителям всё, что так или иначе связано с «Океанрыбфлотом»: от общих данных о Камчатке и рыбной ловле до современной деятельности компании. Разумеется, всё это должно было быть представлено в стилистике, которую задал архитектор. И оформление, и механика работы каждой инсталляции должны были соответствовать созданному архитектором брендбуку. Здесь основная сложность заключалась в том, что некоторые инсталляции были совершенно разными и отличались не только по содержанию, но и по форме, а также по своим принципам работы. После кропотливого труда, всем специалистам удалось добиться задуманного и воплотить в жизнь свои идеи. Подтверждением качества результата можно считать диплом Союза архитекторов России, который в итоге получило бюро «Гикало Купцов архитекторы», предоставив этот проект на российский смотр-конкурс «Аллюминий в архитектуре».

Музей может гордиться не только архитектурой. Он стал результатом по-настоящему масштабной работы множества профессионалов. Команда ГК DIGIS, наш генеральный подрядчик — компания «ТВ-Дизайн», компания Next.Space, архитекторы и вся компания «Океанрыбфлот» старались и работали в тесной связке, чтобы создать этот высокотехнологичный и современный объект. Компания «ТВ-Дизайн» занималась общим руководством проекта, а также логистикой, освещением и — совместно с инженерами ГК DIGIS — монтажом и настройкой оборудования на площадке.

Чтобы попасть в музей, оборудование проходило долгий путь. Из Москвы оно отправлялось поездом до Владивостока, а затем контейнером в Петропавловк-Камчатский. Сроки доставки и ее стоимость были существенными, поэтому перед отправкой специалисты ГК DIGIS досконально проверяли и настраивали все оборудование в своем демозале (впрочем, мы делаем это при работе над каждым проектом).

Зал 1

Корпоративный музей «Океанрыбфлота» состоит из трех залов. Первый зал знакомит посетителей с самой Камчаткой и основными видами рыб, которые добываются на полуострове, а также рыболовством как таковым. В этом зале расположены две крупные инсталляции. Первая — это большой 4K-экран, показывающий короткометражный фильм, посвященный полуострову. Фильм наполнен природными красотами, соединенными воедино компанией Next.Space. Уникальные съемки природы проводились все лето специально для музея с помощью дрона. Кроме того, в фильме были использованы материалы из архива «Океанрыбфлота». Для того чтобы их объединить, специалисты провели обширную работу, включающую восстановление поврежденных старых участков видео и увеличение частоты кадров при помощи нейронных сетей. По отзывам гидов музея, результат настолько хорошо передает великолепие и красоту Камчатки, что некоторые посетители не могут сдержать растроганных слез при просмотре.

Второй инсталляцией в первом зале является интерактивная карта мест обитания разных видов рыб, просмотр которой завершается веселой викториной. Она помогает оценить все огромное биоразнообразие Камчатки, без которого «Океанрыбфлот» не мог бы и существовать. После нажатия на точку на карте, обозначающую место обитания рыбы, посетитель может узнать о ней интересные факты. Затем пользователю становится доступна викторина, которая состоит из легких вопросов, сопровождаемых красивыми и забавными картинками. Вся эта часть особенно рассчитана на детей: от вопросов «зачем горбуше горб?» до увлекательных историй о кальмаре, которому делали МРТ.

Зал 2

Следующий зал музея посвящен рыболовному промыслу, истории «Океанрыбфлота», технологиям, которые использует компания и их развитию. Здесь собраны настоящие приборы и орудия быта рыбаков и мореходов, как современные, так и ушедшие в прошлое. Посетители смогут рассмотреть секстант, хронометр, судовые навигационные огни, корабельный якорь и другие экспонаты, а также просканировать QR-код, который есть на каждом предмете, для того чтобы прослушать аудиогид.

Весь аудиогид записан от лица «бывалого капитана» — персонажа, сопровождающего посетителей на протяжении всего их визита в музей. Озвучивал его Всеволод Кузнецов, ведущий актер и режиссер дубляжа в России. Его голосом говорят герои Киану Ривза, Тома Круза, Бреда Питта, Антонио Бандераса и многие другие. Аудиогид доступен также и на английском языке.

Одну из стен зала № 2 занимает интерактивная карта морей и океанов с маршрутами лова. Суша на ней тоже указана: там отображаются маршруты дальнейшей доставки рыбы к местам назначения. Но главная цель карты — познакомить посетителей с основными акваториями, где «Океанрыбфлот» когда-либо добывал свою продукцию за всю историю существования компании. Эти маршруты охватывают весь мир: от Антарктиды до обеих Америк, Гавайских островов, Канады, Аляски и других уголков Земли. Карта также показывает смену времени суток и зависящий от нее улов. Для того чтобы не загромождать карту множеством интерактивных точек, все они были объединены в «розетки» по группам. Это также позволяет эффективно расположить их на удобной для всех пользователей высоте.

Интерактивной карту делает устройство radarTOUCH. Оно представляет собой вращающийся лазерный сканер определения касаний, и именно благодаря ему обычный экран превращается в сенсорный. Таким образом с сенсорным экраном одновременно могут работать несколько пользователей на площади покрытия до 50 метров.

Видеостена напротив знакомит посетителей музея с производственной цепочкой: от комплектации судна перед выходом в море, до попадания улова на прилавки магазинов. На этой стене также установлено устройство radarTOUCH, делающее ее интерактивной.

Еще одной крупной инсталляцией здесь является стенд, посвященный новому рыбодобывающему траулеру «Георгий Мещеряков», построенному в Турции специально для «Океанрыбфлота». Посетители могут посмотреть ролик о судне, а затем переключиться в режим экскурсии. Потрясающе детализированный «тур» позволяет выбрать на интерактивном экране кабину, в которую хочется заглянуть (контент при этом дублируется на большом изогнутом проекционном экране), а затем полностью осмотреть ее, разворачивая камеру на 360 градусов. Чтобы обеспечить гостям этот «виртуальный» визит, специалисты Next.Space ездили на верфь в Турцию и там снимали интерьер корабля.

Кроме виртуальной экскурсии на корабль, на этой же инсталляции посетитель может посмотреть короткометражный фильм о самом корабле. Он был снят во время строительства, испытаний и спуска на воду.

Последняя инсталляция в этом зале — сравнение двух траулеров «Океанрыбфлота»: нового судна «Георгий Мещеряков» со старым судном «Пулковский Меридиан». Оба корабля представлены в виде голограммы на прозрачном экране и позволяют пройтись по своим ключевым характеристикам, так что преимущества нового судна мгновенно бросаются в глаза. Голограмма функционирует на базе интерактивной трехмерной модели. Она показывает медленно вращающиеся корабли с иконографикой поверх изображений. Все значимые детали подсвечиваются, что позволяет с легкостью воспринимать информацию. С помощью медиаконсоли посетители могут переключать анимации корабля на голографическом экране.

Зал 3

Третий зал посвящен самому «Океанрыбфлоту», его истории, а также тем, кто ее делает: капитанам, рыбакам, механикам, машинистам и всевозможным другим сотрудникам компании.

Первая инсталляция в этом зале — интерактивная проекция на стену «Профессии». Создатели контента вдохновлялись старыми советскими плакатами и представили изображения более пятидесяти профессий «Океанрыбфлота» в этой стилистике. За основу использовались фото реальных людей — лучших сотрудников. Фотограф специально снимал рабочие будни профессионалов, а затем передавал материал художнику, который на основе фото рисовал плакаты. Эта инсталляция стала для Next.Space одним из самых трудоемких и сложных проектов.

Посвященная профессиям видеостена также является интерактивной благодаря устройству radarTOUCH. Она дает возможность посетителю увлечься настоящими историями обычных тружеников компании и ознакомиться со скрытыми для посторонних глаз сложными производственными процессами. При создании контента (и не только для этой инсталляции) не использовалось ни одного стокового фото, все было нарисовано вручную.

Вторая инсталляция знакомит гостей музея с историей компании. За все время своего существования, с 1968 года, «Океанрыбфлот» накопил множество материала, которое невозможно уместить на одном экране. Решением стало интерактивное слайд-шоу, разбивающее контент по годам. Посетители в комфортном для себя темпе могут легко выбирать интересующий их год и знакомиться со всеми данными. Инсталляция охватывает самые важные моменты существования компании и не забывает про множество интересных деталей. Она предлагает рассмотреть архивные фотографии, видеоматериалы, ознакомиться с воспоминаниями сотрудников и многим другим.

Завершается маршрут социальным короткометражным фильмом, демонстрирующемся в этом же зале. Музей — лишь один из проектов «Океанрыбфлота», и фильм рассказывает, как компания помогает краю. Сложность монтажа этого фильма заключалась в том, что в инсталляции задействован изогнутый сверхширокий экран, а архивные материалы, которые предоставил «Океанрыбфлот» были в аспекте 4x3 и 16x9. Но и эту задачу специалисты по контенту успешно решили, выигрышно подав архивные материалы.

Маленьких посетителей музея ждет альтернативный вариант завершения маршрута. Специально для них в зале установлены мягкие пуфики и подготовлены 10 планшетов, которые выдаются сотрудниками музея. На устройствах можно запустить викторину «Про морские профессии», программу «Книга капитанов», рассказывающую про местных героев Камчатки, а также игру «Путь минтая». Эту игру вы не найдете в обычных магазинах приложений: специалисты по контенту создали ее сами. Всё сделано специально для «Океанрыбфлота», начиная с рисунков, показывающих, как из икринки вырастает большая рыба, заканчивая озвучкой (которую, кстати, тоже делал Всеволод Кузнецов).

Итог:

Преимуществом нашего системного подхода является то, что с помощью специального программного обеспечения мы можем визуализировать будущую экспозицию с высокой точностью. При этом то, что было показано на этапе планирования, будет выглядеть практически идентично тому, что будет реализовано в итоге. Заказчик еще в самом начале процесса сможет оценить результат, что застрахует его от последующих сюрпризов.

Этот подход позволяет проверить проектные гипотезы в виртуальном пространстве задолго до дорогостоящего строительства и попробовать все идеи быстро и не трудозатратно.

Корпоративный музей «Океанрыбфлота» получился современным и передовым, а инсталляции вышли содержательными, несмотря на небольшое количество физических экспонатов. Экспозиция получилась разнообразной, затрагивающей множество смежных тем: и жизнь региона, и образование, и социальные проекты. И всё это удалось уместить на небольшой площади. В самом помещении музея нет ничего лишнего: всё необходимое для работы оборудование, которое можно было убрать, убрано в серверную. Только видимое оборудование, контактирующее с пользователем, выставлено в экспозиционную часть.

Оборудование отвечает двум требованиям: с одной стороны, оно современное и передовое, а с другой стороны, надежное и удобное в эксплуатации, а также несложное в обслуживании. Этот критерий очень важен, так как устройствам придется работать долгие годы, и они должны быть устойчивы к возможному не слишком бережному обращению со стороны детей. Также оно не требовательно к расходникам, что важно для региона со сложной логистикой.

На открытии музея присутствовали такие высокопоставленные лица, как губернатор камчатского края Владимир Солодов и председатель законодательного собрания Ирина Унтилова. Они высоко оценили технологичность музея и его наполнение. Но главное, довольны остались посетители. Отзывы на сайте 2gis.ru особенно положительно оценивают интерактивность, современность и интересное содержание инсталляций.

Губернатор Камчатского края, Владимир Солодов, в своей речи на открытии отметил, как прекрасно реализована идея музея, как тщательно продуманы все мельчайшие детали. Подобных объектов в Петропавловске-Камчатском не так много, и новый интерактивный музей «Океанрыбфлота» — как раз то, что нужно городу и краю.

Виртуальный тур по музею, этап 3Д визуализации:

Промо-ролик музея:

Отзыв директора музея Михаила Рудько:

Директор АО «ОКЕАНРЫБФЛОТ» Евгений Новоселов о перспективах развития:

Отзыв председателя законодательного собрания Ирины Унтиловой:

Отзыв губернатора Камчатского края, Владимира Солодова


0. Музей.jpeg

1. разработка концепции.JPG

2. 3Д в изуализация.JPG

3. 3Д визуализация.jpg

4. 3Д визуализация.JPG

5. Зал 1.jpeg

6. Зал 1.jpg

7. Зал 2.jpg

8. Зал 2.JPG

9. Зал 2.JPEG

10. Зал 2.JPG

11. Зал 2.JPG

12. Зал 2.jpg

13. Зал 2.jpg

14. Зал 3.jpg

15. Зал 3.jpeg

16. Зал 3.jpg

17. Зал 3.jpeg

18. Открытие музея.jpg

483bc32b5da76201da7fa14d0edfbfdf.jpg