Мультимедийный комплекс Дом-музея семьи Ростроповичей. POLYMEDIA

Номинация «Лучший интеграционный проект в сфере музеев»


Оптимальное решение



Logo_B (1).png

POLYMEDIA

117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 29, к.1

https://www.polymedia.ru/


Мультимедийный комплекс Дом-музея семьи Ростроповичей

Дата начала: Январь 2022 года

Дата реализации: Май 2022 года

Компания-интегратор: POLYMEDIA

Компания Polymedia успешно завершила проект по оснащению дома-музея семьи Ростроповичей, который включает в себя дом площадью 276 кв. м, мастерскую 54 кв. м и каретный сарай площадью 78 кв. м. В самом доме была воссоздана обстановка периода 1940-х годов, где выставлены личные вещи семьи, включая фотографии, письма, документы, автографы, сценические костюмы Мстислава Ростроповича, а в территорию музея были включены хозяйственные постройки, сохранившиеся, практически, в первозданном виде и часто упоминаемые в интервью Мстислава Ростроповича. Мастерская-амбар сохранила первозданный облик, а огромное количество инструментов конца XIX – начала XX века свидетельствует о разносторонних талантах жителей дома. Двор усадьбы был благоустроен для проведения мероприятий.

Основные задачи проекта:

Основной задачей проекта являлось создание современной интерактивной мультимедийной среды в историческом пространстве дома-музея, обеспечивающей погружение посетителей в историю семьи Ростроповичей используя возможности современных аудиовизуальных систем. Требовалось разработать и внедрить комплексное решение, объединяющее различные мультимедийные технологии для качественной и наглядной демонстрации исторических материалов и экспонатов.

Требования заказчика:

  • Создание полноценного музейного пространства на территории всей усадьбы с использованием современных мультимедийных технологий;

  • Разработка централизованной системы управления оборудованием и контентом;

  • Сохранение исторической атмосферы и аутентичности объекта при внедрении современных технологий;

  • Бесшовная интеграция мультимедийного оборудования в существующее архитектурное пространство дома-музея;

  • Создание индивидуальных тематических инсталляций для каждой экспозиционной зоны;

  • Использование существующих архивных материалов в качестве тематической основы и разработка специализированного контента для голографического театра и других инсталляций.

Этапы реализации:

  • Презентация общего замысла применения специализированных технических решений в различных тематических зонах музея;

  • Согласование итогового списка инсталляций на площадке заказчика;

  • Проработка деталей реализации каждой из инсталляций с дизайнером музея для сохранения исторической аутентичности и поддержания общей стилистики дизайнерского решения пространства музея;

  • Разработка и выпуск проектной документации с учетом особенностей исторического здания;

  • Прохождение государственной экспертизы и конкурсных процедур;

  • Реализация мультимедийного комплекса на площадке музея, включая монтаж и настройку оборудования;

  • Разработка и интеграция индивидуального мультимедийного контента;

  • Пусконаладочные работы и обучение персонала музея.

Краткая техническая спецификация интегрированных систем (оборудования):

Мультимедийный комплекс дома-музея семьи Ростроповичей включает 16 уникальных мультимедийных инсталляций:

Голографический театр

Центральная и наиболее технологически сложная инсталляция комплекса, которая формирует объемный образ маэстро и обеспечивает эффект его присутствия в пространстве комнаты в процессе виртуозного исполнения одного из известнейших произведений. Для создания эффекта присутствия была применена технология проецирования специально подготовленного видеоконтента на специализированный прозрачный голографический экран. В качестве проектора применен лазерный проектор Epson, голографический экран построен на базе решения Novaline Carbonmesh из углеродного волокна размером 2,6 x 3,9 метра.

Для уменьшения габаритов инсталляции и максимальной маскировки технологической части решения от зрителей использован прием заглубления проектора ниже уровня пола помещения. Для этого строителями, выполняющими реконструкцию здания музея, было успешно реализовано специальное строительное задание.

Уникальность инсталляции придает применение специально разработанного для нее контента. Предварительная видеосъемка в специализированной студии профессионального музыканта, исполняющего на виолончели одно из произведений маэстро, с помощью технологии Deepfake трансформирована в анимированный образ Мстислава Ростроповича. Для звукового сопровождения виртуального выступления маэстро используется система Yamaha, обеспечивающая качественное и объемное звучание, что усиливает эффект присутствия великого музыканта в пространстве комнаты.

Декорации голографической комнаты разработаны с учетом создания атмосферы погружения зрителей в атмосферу концертных выступлений Мстислава Ростроповича.

Интеграция проекционных и звуковых систем позволило создать уникальное мультимедийное пространство, в котором можно демонстрировать как статические, так и динамичные сцены с полным эффектом присутствия Величайший виолончелиста XX столетия.

Интерактивная библиотека

Интерактивная библиотекаредставляет собой мультимедийную экспозицию, интегрированную в пространство книжного шкафа. Инсталляция реализована на базе современных цифровых технологий. Основным аппаратным компонентом инсталляции является профессиональный интерактивный дисплей Sharp с диагональю 43 дюйма и разрешением 4K. Благодаря использованию столь высокого разрешения удалось достичь реалистичности визуализации специально разработанного для данной инсталляции контента.

Обрамление дисплея выполнено в стиле традиционного книжного шкафа. Визуальной дизайн разработан с учетом максимально детальной имитации классического библиотечного пространства.

Конструктивное решение шкафа предусматривает две секции: первая - с интерактивным экраном и виртуальным изображением книг, вторая - с подлинными книгами. Общее визуальное решение направлено на создание привычного взгляду библиотечного пространства, в которое бесшовно интегрированы современные цифровые технологии.

Интерактивная секция представляет собой предельно точную имитацию исторической библиотечной полки. Пользователь, взаимодействуя с интерактивным интерфейсом, может “взять” с полки заинтересовавшую его книгу и “полистать“ ее в цифровом виде. Каждая деталь - от состояния книг до характера их расположения - тщательно воссоздана с максимальной достоверностью. Книги на экране выглядят естественно состаренными, с характерными признаками давности: незначительными потертостями корешков, легкой деформацией страниц, едва заметными следами времени.

Процесс подготовки контента включал комплексную работу по оцифровке исторических материалов. Специалисты использовали передовые технологии компьютерного моделирования для создания максимально реалистичной визуальной картины. Текстуры книг, их цветовые оттенки, малейшие детали переплетов воссозданы с фотографической точностью. В итоге интерактивная секция визуально не отличается от традиционной библиотечной полки с подлинными историческими томами.

Такой подход обеспечивает полное погружение пользователя в аутентичное библиотечное пространство, где цифровые технологии становятся незаметным инструментом исследования исторических материалов.

Для реализации пользовательского интерфейса, реалистичного отображения книг и эффектов анимации применено программное обеспечение Addreality. Интерфейс разработан с целью обеспечения интуитивно понятного взаимодействия пользователя с информационным контентом.

Интерактивная библиотека является важным информационно-образовательным компонентом музейной экспозиции, обеспечивающим доступ к историческим материалам с применением современных мультимедийных технологий.

Проекционные инсталляции на различные поверхности

Медиа-проекция "Тени". Идея инсталляции - дополнить рассказ экскурсовода о том, как проходили музыкальные занятия в этом части дома визуальными образами персонажей в виде теней. В инсталляции используется мультимедийный проектор Epson EB-L730U. Для создания индивидуальной зоны озвучивания применяется звуковая купольная система на базе оборудования SoundTube. Для воспроизведения медиа контента используется аппаратно-программный комплекс на основе мини ПК и ПО Addreality.

Проекция "Сон отца" призвана донести посетителям музея те мысли отца Мстислава Ростроповича, которые он переживал, будучи уже пожилым человеком испытывающего проблемы со здоровьем. Для создания атмосферной проекции была применена проекция на вуаль. Вуаль позволяет сделать изображение как-бы воздушным, парящим, нечетким. Для проекции используется мультимедийный проектор Epson EB-L200F. Для воспроизведения медиаконтента по команде экскурсовода использовался аппаратно-программный комплекс на основе мини ПК и ПО Addreality.

Интерактивная кошечка

Уникальная голографическая инсталляция, созданная с помощью трех голографических пропеллеров holoone Dsee-50S, размещенных под рабочим столом. Идея инсталляции - привнести в интерьер современного музея элемент реальной домашней обстановки из прошлого. Голографический эффект создает иллюзию присутствия реального живого питомца, упоминаемого в воспоминаниях семьи. В процессе реализации инсталляции была проведена работа по модификации исходного видеоматериала с кошкой. Обновленный контент обеспечивал зрителям иллюзию присутствия в комнате живой кошки за счет голографического эффекта, возникающего на горизонтальной сшивке из трех голографических пропеллеров.

Интерактивная карта выступлений

Реализована с использованием ультракороткофокусного интерактивного проектора Epson, проецирующего изображение на специально подготовленную поверхность стены. Посетители могут интерактивно взаимодействовать с картой выступлений, получая информацию о широчайшей географии гастролей Мстислава Ростроповича по всему миру.

Система центрального управления

Мультимедийный комплекс управляется с единого рабочего места оператора. Система построена на базе аппаратно-программного комплекса Extron и ПО Addreality Server. Оператор имеет возможность удаленного мониторинга состояние всех компонентов комплексного решения, дистанционно включать и выключать оборудование, управлять контентом всех инсталляций. Для экскурсоводов разработан специализированный интерфейс управления для носимых планшетов, позволяющий управлять запуском контента во всех локациях, режимами воспроизведения контента, уровнем громкости. Благодаря этому экскурсовод имеет возможность в процессе экскурсии гибко управлять ее ходом и таймингом, адаптируясь к регламенту конкретной группы. Вся система насчитывает 15 плееров Addreality с необходимой аппаратной и серверной частью, объединенных в единую сеть.

Сложности, возникшие при реализации:

  • Интеграция современного мультимедийного оборудования в историческую среду дома-музея при сохранении аутентичности интерьеров 1940-х годов требовало нетиповых подходов к проектированию и выбору оборудования и технических решений;

  • Выработка таких технических решений и технологий производства работ, которые позволили провести согласование проекта в рамках процедуры государственной экспертизы с учетом статуса исторического объекта в кратчайшие сроки без затягивания общего срока реализации проекта;

  • Создание экспозиции музея на площади жилого дома с ограниченным пространством для размещения оборудования требовало выработки особых технических решений и реализации специфических строительный заданий в ходе проведения работ по реконструкции здания;

  • Создание качественной голографической проекции с необходимостью минимизации паразитных эффектов и оптимальной видимостью с различных точек просмотра потребовало проведение промежуточного прототипирования для выработки оптимального финального решения;

  • Отсутствие архивного видеоконтента, на основе которого можно было бы создать реалистичный виртуальный образа Мстислава Ростроповича потребовало применение относительно новой на момент реализации проекта технологии «Deepfake» для создания обновленного контента;

  • Требование обеспечения бесперебойной работы и согласованного одновременного функционирования всех 16 инсталляций в различных тематических зонах музейного пространства потребовало реализации единой системы мониторинга и управления всеми компонентами общей экспозиции;

  • Кропотливая подстройка параметров системы звукового сопровождения для минимизации акустических перекрытий между экспозиционными зонами.

Возможность развития проекта после реализации (возможность интеграции в проект дополнительного оборудования):

  • Архитектура проекта изначально разработана с учетом возможности дальнейшего расширения и модернизации;

  • Система управления на базе Addreality Server Pro поддерживает до 99 плееров, что позволяет интегрировать дополнительные мультимедийные точки без модификации центральной части;

  • Сервер Dell PowerEdge обладает значительным запасом вычислительных мощностей для обработки новых типов контента;

  • Возможность интеграции в общее мультимедийное решение дополнительных интерактивных экспозиционных зон на прилегающей к основному зданию территории музея;

  • Перспектива создания дополнительных голографических образов других членов семьи Ростроповичей на базе уже реализованного аппаратно-программного решения;

  • Возможность разработки нового контента для других тематических зон музея и его удаленное обновление через централизованную систему управления.

Открытие обновленного дома-музея семьи Ростроповичей состоялось 27 мая 2022 года и стало значимым культурным событием, которое посетили советник Президента России, губернатор Оренбургской области и генеральный директор Российского национального музея музыки. По результатам реализации проекта компания Polymedia получила благодарность от директора музея и множество положительных отзывов от сотрудников музея. 

IMG_20220525_134444_476_1_.jpg

IMG_20220525_134450_571.jpg

IMG_20220525_134509_084.jpg

IMG_20220525_134439_508.jpg

IMG_20220525_134435_923.jpg

IMG_20220525_134433_095.jpg

IMG_20220530_171915_452.jpg

IMG_20220525_134428_420.jpg