Итоги конференции «Цифровой музей»

В 2020 году мировое сообщество столкнулось с новым явлением – фактически повсеместным карантином и режимом социальной изоляции. Эти ограничения затронули все аспекты нашей жизни, сфера культуры не стала исключением. Музеи были вынуждены закрыться и перейти на удаленную форму работы. 

Во время режима самоизоляции они активно внедряли и развивали онлайн форматы работы с аудиторией, что в некоторых случаях привело к увеличению посещаемости сайтов и социальных сетей этих учреждений культуры в несколько раз. Кроме того, стали активнее развиваться цифровые форматы доступа к коллекциям музея, дистанционные образовательные и просветительские практики, онлайн магазины. 

Участники конференции "Цифровой музей" обсудили, как и с помощью каких инструментов музеям удается преодолевать карантинные меры, реализуя при этом свои основные функции. 


Конференция прошла 28 октября в МВЦ “Крокус Экспо” в рамках международной выставки-форума Integrated Systems Russia.  Модератором уже 6-ой музейной конференции по традиции выступил Владимир Определенов, заместитель директора по ИТ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, заведующий кафедрой ИТ в сфере культуры НИУ ВШЭ, член президиумов ИКОМ России и НП «АДИТ» 

Конференцию открыла пленарная сессия «Музеи в посткарантинный период: анализ прошлого и перспективы будущего». Первым выступил с докладом Вадим Ваньков, директор департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры РФ. Темой его выступления стали цифровех проекты Министерства культуры. В планах министерства широкое внедрение цифровых технологий в культурное пространство: например, создание 500 виртуальных концертных залов, 450 цифровых гидов по лучшим выставочным проектам и 48 оцифрованных книжных памятников в НЭБ. Активную работу ведет информационный ресурс "культура.рф". Этот медийный проект, посвященный культуре, пользуется немалым спросом: всего его посетило уже 75.5 миллионов пользователей, а посещаемость в 2020 году выросла в 2 раза.

О том, как музеи используют «цифру» в условиях социального дистанцинирования, рассказал Андрей Гринкевич, генеральный директор ООО «ИнфоТех». Для выполнения требований Роспотребнадзора музеям пришлось пойти на беспрецедентные меры: обслуживание по сеансам, разделение потоков посетителей, именные билеты, интернет-продажи. К сожалению, несмотря на все усилия, доходность музеев по сравнению с 2019 годом снизилась на 80%. 

Тему доходности продолжил Ульви Касимов, основатель доменной зоны .ART, входящий в TOP-50 «Самых влиятельных людей в мире искусства» по версии Observer. Спикер поделился советами о том, как музей может добиться коммерческого успеха и преодолеть зависимость от политики попечительского совета. Среди возможных источников привлечения дополнительных средств: цифровой мерч в виде аудиогидов и лекций, пожертвования посетителей, оцифровка арт-объектов с созданием цифровых аватаров для самых популярных экспонатов. 

О трансформации музейной деятельности в условиях самоизоляции рассказали Юрий Лошак, генеральный директор, и Ирина Копылова, руководитель проектов ООО «Камис». Спикеры отметили, что пандемия застала музеи на пике развития, а потому кризисная ситуация не потребовала создания принципиально новых подходов. Пришлось активнее использовать уже имеющиеся знания и навыки, такие как автоматическая передача данных в Госкаталог МФ РФ, работа с облачным сервисом КАМИС, аудит и мониторинг работы в системе. В заключение докладчики подчеркнулипикеры , что музеи по-прежнему очень востребованы, а цифровые продукты лишь увеличили интерес и вовлеченность аудитории. 

О сотрудничестве музеев с технологическими компаниями рассказали Николай Школьников, руководитель отдела визуальных решений Panasonic и Игорь Авидзба, ИТ директор Еврейского музея и центра толерантности в совместной презентации «От ламп к лазеру». «Мы давно начали экспериментировать с лазерными проектами, более 2 лет эксплуатируем проекторы Panasonic. Сейчас идет полномасштабная замена проекторов в залах экспозиции. Заменили пока только половину ламп, что помогает экономить 4 млн рублей в год» - поделился Игорь Авидзба.

В ходе второй сессии, «Цифровое пространство музея как способ привлечение дополнительных внебюджетных средств», участники конференции обсудили создание AR-квестов, экономику трансформации и электронную коммерцию. Так, Вячеслав Климентов, заместитель директора по научной работе Музея космонавтики, поделился опытом адаптации к современным реалиям. К примеру, Музеем Космонавтики был реализован проект «МКС на связи», позволяющий в режиме реального времени узнавать о современных научных экспериментах, которые проводятся на борту МКС. За два сезона было подготовлено 16 выпусков, каждый из которых собрал более полутора миллиона просмотров. Спикер также отметил перспективность возможных коллабораций музеев и школ путем создания различных онлайн-программ. 

Татьяна Кубасова, заместитель директора по научно-исследовательской работе Государственного Дарвиновского музея, и Александр Лавров, исполнительный директор Next.Space, провели презентацию нового AR-квеста «Код жизни», помогающего сделать музеи более увлекательными для молодежи. Перед разработчиками стояла задача создать яркий и оригинальный проект с использованием искусственного интеллекта, и задумка удалась. Проект реализован при финансовой поддержке Microsoft и доступен по всему миру. Имеется международная версия на английском языке.

Дмитрий Барсенков, заместитель директора Музея русского импрессионизма, поделился идеями о том, как музеям нарастить аудиторию, не подорвав при этом свой бюджет. Например, в случае невозможности проведения премьеры в офлайн режиме можно устроить онлайн-перфоманс: пригласить известных деятелей искусства, которые представят свое видение выставки, расскажут о жизни художника и его работе. Отличиться и заработать музею также помогут специальные приглашения на выставки, нестандартные экскурсии, партнерские интеграции, онлайн-занятия и создание мерча. 

Ряд участников конференции представил собственные наработки. Так, Михаил Угольников, генеральный директор ООО «Музей Плюс», провел презентацию платформы Museum+Marketplace, уникальной интернет-площадки, объединяющей издания и сувениры, созданные музеями, галереями, культурными и образовательными институтами, и посвященные самым разным областям истории и культуры. А Егор Яковлев, директор по развитию izi.TRAVEL, представил анализ действий музеев и поведения посетителей во время и после карантина на основании данных платформы мобильного сторителлинга izi.TRAVEL: с началом карантина использование приложения упало в 5 раз, но количество посетителей сайта осталось на том же уровне. 

В заключение сессии Игорь Ишеев технический директор, Polymedia отметил, что музеи будущего можно будет в полной мере назвать цифровыми пространствами, ведь новые технологии в музейной деятельности развиваются очень стремительно. В своей презентации он представил решения для проектирования и реализации современного цифрового музея и интеграции систем в единую среду мониторинга и управления. 

Завершилась конференция дискуссией «Цифровизация – дальнейшие перспективы процесса», в ходе которой спикеры конференции рассказали о своих ожиданиях. После отмены самоизоляции стало очевидно, что с частью ограничений придется мириться достаточно долгое время, поэтому необходимо так выстраивать рабочий процесс, чтобы ограничения стали еще одним инструментом для дальнейшего развития. Все спикеры сошлись на одном: цифровые технологии, внедренные в музейную деятельность, останутся. Но необходимо подготовиться и к выходу в офлайн, чтобы вернуть посетителей в музеи. 

 

Конференция “Цифровой музей” была проведена при поддержке ИКОМ, АДИТ, ArtCollecting и при информационной поддержке Департамента культуры города Москвы. 

Выставка-форум Integrated Systems Russia прошла при поддержке ассоциаций Avixa и CEDIA; стратегических партнеров, AUVIX, CTC Capital, DIGIS, Hi-Tech Media и Фонда «Сколково»; технических партнеров, Hi-Tech Media и CTC Capital; и партнеров Форума Интеграторов, Hikvision и Polymedia.

 

 

3 ноября, PROIntegration Tech
Вернуться в раздел